РУ БЕ EN

Межведомственное взаимодействие

План совместных мероприятий по раннему выявлению детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет на 2023/2024 учебный год

Алгоритм перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН

Выпускники центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) - лица с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее –  ТМНР), завершающие освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в последний год обучения.

Переход выпускника ЦКРОиР на социальное обслуживание в ТЦСОН (далее – Переход) – смена социального статуса выпускника ЦКРОиР, рода его занятий, окружения и места регулярного пребывания, сопровождающаяся процессом межведомственного взаимодействия специалистов ЦКРОиР, ТЦСОН в сотрудничестве с выпускником ЦКРОиР и членами его семьи.

Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН основывается на  следующих принципах: преемственности, педагогического оптимизма, комплексности, сотрудничества с семьёй, учёта индивидуальных и специфических особенностей выпускника.

Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников Перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретённых им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.

Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.

Принцип сотрудничества с семьей содействует достижению успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна принимать участие во всех планах реабилитации. Она должна знать обо всех предоставляемых услугах, давать на них согласие.

Принцип учета индивидуальных и специфических особенностей личности и ее потребностей, понимание трудностей, своевременное фиксирование даже самых малых достижений помогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.

Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды.

Цель алгоритма – обеспечение последовательности и согласованности  действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН, сопровождающих процесс перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН, определение их функций на каждом этапе для достижения наилучших результатов социальной адаптации лиц с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах.

Организационные мероприятия алгоритма следует рассматривать как примерные. Они могут варьироваться, дополняться с учетом специфики региональных условий, наличия ресурсов, большой неоднородности лиц с ТМНР, созданных возможностей для их социализации и др. Временные границы этапов алгоритма также следует рассматривать как условные. Необходимым условием при этом является соблюдение прав и гарантий лиц с ТМНР, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, регулирующих решение проблем инвалидности в стране.

       Непосредственные участники Перехода:

выпускник ЦКРОиР;

семья выпускника ЦКРОиР;

специалисты ЦКРОиР;

специалисты ТЦСОН.

 

      Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:

I.Подготовительный этап

II. Адаптационный этап

III. Основной этап

IV. Контрольно-оценочный этап

 

I. Подготовительный этап (октябрь-май)

Задачи:

  • обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике;
  • определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН.  Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника. Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности сведений о них;
  • методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.

II. Адаптационный этап (июнь-ноябрь)

Задачи этапа:

  • формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости в отношении лиц с ТМНР у персонала ТЦСОН;
  • организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для сохранения и дальнейшего развития навыков и умений у молодых инвалидов, сформированных в процессе обучения в ЦКРОиР;
  • изучение способностей, наклонностей, умений и навыков выпускников с целью подбора для них занятий по интересам;
  • планирование работы в отделении ТЦСОН с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР;
  • разработка индивидуальных планов реабилитации для выпускников ЦКРОиР.

III. Основной этап (декабрь – май) первого года пребывания в ТЦСОН

Задачи этапа:

  • создание условий для занятий молодых инвалидов по интересам, их социально-бытовой адаптации и реабилитации, получения трудовых навыков и развития интереса к труду;
  • осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН;
  • проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР в различных формах общественной жизни и включения их в активное социальное взаимодействие;
  • создание условий для обучения молодых людей с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице, транспорте и т.д.

IV. Контрольно-оценочный этап (июнь)

Задачи:

  • оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН;
  • оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМНР;
  • анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.

Пакет сопроводительных документов на выпускника:

- документ о специальном образовании;

- психолого-педагогическая характеристика;

- профиль овладения социально-бытовыми навыками;

- профиль овладения элементарными трудовыми навыками.

свернуть

Инструкция о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 октября 2018 г. № 1002

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

На основании части четвертой пункта 7 Положения о Национальной комиссии по правам ребенка, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», и во исполнение подпункта 2.3 пункта 2 протокола Национальной комиссии по правам ребенка от 14 февраля 2016 г. № 2

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Пиневича Д.Л.

 

Министр                                                                                          В.А.Малашко

 

 

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 08.10.2018 № 1002

 

ИНСТРУКЦИЯ о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

 

  1. Настоящей Инструкцией определяется порядок межведомственного взаимодействия государственных органов и организаций в целях оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в т. ч. нуждающимся в оказании паллиативной помощи (далее - семьи).
  2. В настоящей Инструкции используются следующие термины и определения:

комплексная помощь семье - комплекс услуг семье, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия, направленный на стимулирование развития ребенка-инвалида, активизацию механизмов его адаптации в социуме, нормализацию жизненного цикла семьи, сохранение и укрепление социальных и внутрисемейных отношений, повышение социальной активности и ответственности семьи за обеспечение собственного благополучия;

комплексная оценка семьи - анализ положения семьи в социуме, ее окружения, внутрисемейных отношений, проблемных вопросов жизнедеятельности, изучение сильных сторон и потенциала семьи.

Иные термины и их определения употребляются в значениях, установленных законодательством.

  1. Государственными органами и организациями, оказывающими помощь семье, являются:

организации здравоохранения;

органы по труду, занятости и социальной защите;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее - органы управления образованием), учреждения образования;

территориальные центры социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН).

Иные государственные органы и организации оказывают помощь семье в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. Взаимодействие государственных органов и организаций в пределах компетенции обеспечивается после признания медикореабилитационной комиссией (далее - МРЭК) ребенка инвалидом.
  2. Организация здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) ребенка-инвалида после получения информации МРЭК о признании ребенка инвалидом:

5.1. обеспечивает диспансерное наблюдение, организует (при необходимости) консилиум по переводу ребенка-инвалида в группу паллиативной медицинской помощи;

5.2. информирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида о:

государственных и негосударственных организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь;

порядке:

льготного обеспечения лекарственными средствами, перевязочными материалами, лечебным питанием;

обеспечения техническими средствами социальной реабилитации (ТССР);

предоставления санаторно-курортного лечения и направления в центры медицинской реабилитации;

предоставления услуги медико-социальной помощи (ухода за ребенком-инвалидом в стационарных условиях) организациями здравоохранения;

5.3. в течение 15 рабочих дней разрабатывает мероприятия медицинской реабилитации ребенка-инвалида и предоставляет их семье;

5.4. содействует выполнению мероприятий медицинской реабилитации ребенка-инвалида, при необходимости обеспечивает своевременную их корректировку;

5.5. получает согласие родителей (законных представителей) ребенка-инвалида на передачу информации о ребенке в ТЦСОН, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) и в органы управления образованием. Сведения о согласии (несогласии) на передачу информации вносятся в историю развития ребенка (ф. 112/у);

5.6. после получения согласия в течение 5 рабочих дней направляет информацию о ребенке-инвалиде для передачи в ТЦСОН, ЦКРОиР, органы управления образованием согласно приложению 1.

  1. Органы по труду, занятости и социальной защите:

6.1. назначают в соответствии с законодательством:

социальную пенсию на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в зависимости от степени утраты здоровья;

государственные пособия семьям, воспитывающим детей (пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие на детей старше 3 лет для отдельных категорий семей и другие пособия в соответствии с законодательством);

6.2. оказывают в рамках действующего законодательства материальную помощь (государственную адресную социальную помощь, материальную помощь из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь);

6.3. информируют о праве на иные государственные гарантии, в том числе предоставляемые по месту работы родителя (законного представителя) (государственные пособия семьям, воспитывающим детей, назначаемые по месту работы, дополнительный свободный от работы день в месяц и/или в неделю и др.).

  1. Органы управления образованием, учреждения образования:

7.1. при необходимости направляют родителей (законных представителей) ребенка-инвалида в государственный ЦКРОиР для проведения психолого-медико-педагогического обследования;

7.2. обеспечивают создание условий для получения образования ребенком-инвалидом в соответствии с его возрастными и психофизическими возможностями и потребностями;

7.3. осуществляют контроль за организацией образовательного процесса для ребенка-инвалида;

7.4. организуют посещения семьи, в случае необходимости в соответствии с законодательством принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка-инвалида и других детей, воспитывающихся в семье;

7.5. информируют родителей (законных представителей) ребенка-инвалида о возможности получения дополнительного образования детей и молодежи.

  1. ТЦСОН:

8.1. в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации согласно приложению 1 проводит совместно с учреждением образования ребенка-инвалида обследование материально-бытового положения семьи.

В ходе обследования:

проводится комплексная оценка семьи и сбор сведений о семье по перечню сведений для формирования банка данных семей, воспитывающих детей-инвалидов, согласно приложению 2;

изучается потребность семьи в социальных услугах и иных видах помощи.

Родителям (законным представителям) ребенка-инвалида предоставляется информация:

о видах социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми-инвалидами;

об условиях и порядке обеспечения государственной адресной социальной помощью, государственными пособиями семей, воспитывающих детей;

о порядке направления в:

государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов»;

дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития для получения услуги социальной передышки или временного проживания (до 1 года);

8.2. ведет банк данных семей, воспитывающих детей-инвалидов, включающий перечень сведений согласно приложению 2, и поддерживает его в актуальном состоянии;

8.3. осуществляет мониторинг (1 раз в полугодие) положения семьи (изменение состава семьи, права на льготы, потребность в социальных услугах и др.).

 

 

Приложение 1 к Инструкции о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

 

Информация о ребенке-инвалиде для передачи в территориальные центры социального обслуживания населения, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, органы управления образованием

 

Ф.И.О. ребенка, дата рождения

 

Адрес проживания

 

Ф.И.О. родителя (законного представителя), контактный телефон

 

Диагноз медико-реабилитационной экспертной комиссии

 

Степень утраты здоровья

 

Дата установления инвалидности

 

Дата (пере) освидетельствования

 

Сопутствующие заболевания

 

Организация здравоохранения по месту наблюдения ребенка, контактный телефон

 

 

Согласие родителя (законного представителя) на передачу данной информации получено.

 

 

Приложение 2 к Инструкции о межведомственном взаимодействии по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов

 

ПЕРЕЧЕНЬ сведений для формирования банка данных семей, воспитывающих детей-инвалидов

 

  1. Информация о родителях (законных представителях) ребенка-инвалида:

1.1. фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) матери (мачехи);

адрес проживания;

адрес регистрации;

занятость;

контактные телефоны (домашний, рабочий, мобильный);

e-mail: __________________;

дополнительные сведения (инвалидность и др.);

1.2. фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) отца (отчима);

адрес проживания;

адрес регистрации;

занятость;

контактные телефоны (домашний, рабочий, мобильный);

e-mail: __________________;

дополнительные сведения (инвалидность и др.).

  1. Информация о ребенке-инвалиде:

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ребенка-инвалида;

дата рождения;

адрес проживания;

адрес регистрации;

детская поликлиника по месту жительства;

учреждение образования по месту жительства.

  1. Информация об инвалидности ребенка:

степень утраты здоровья;

диагноз медико-реабилитационной экспертной комиссии;

дата установления инвалидности;

дата (пере) освидетельствования;

сопутствующие заболевания;

индивидуальная программа реабилитации (№, дата, срок действия);

способ передвижения;

нуждаемость в обеспечении техническими средствами социальной реабилитации и наличие технических средств социальной реабилитации;

дополнительные сведения.

  1. Информация о семье и близких родственниках ребенка-инвалида:

категория семьи (полная, неполная, многодетная);

жилищные условия, имеется ли отдельная комната у ребенка-инвалида;

наличие в семье автомобиля;

членство родителей (законных представителей) в общественных организациях;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) близких родственников;

занятость;

контактные телефоны (домашний, рабочий, мобильный);

дополнительные сведения (инвалидность и др.).

  1. Общие сведения о наблюдении семьи в территориальный центр социального обслуживания населения:

дата постановки семьи на учет;

дата снятия семьи с учета;

основание снятия семьи с учета.

свернуть

Интернет-ресурсы: