РУ БЕ EN

Профилактика и безопасность

 

О проблеме торговли людьми

     Каждый год сотни тысяч мужчин, женщин и детей перемещаются внутри государств и через границы для последующей эксплуатации в различных сферах. В современном мире для многих стран торговля людьми приобрела масштабы, представляющие угрозу национальной безопасности, подрывающие экономическую и социальную стабильность общества, наносящие значительный вред политическому имиджу государств, на территории которых люди становятся предметом купли-продажи.

Торговля людьми – это многоступенчатый процесс, первым этапом которого является вербовка «потенциального пострадавшего» с целью его последующего перемещения и эксплуатации.

Жертвами насилия, траффикинга (traffi cking – англ., торговля людьми), рабства в основном становятся молодые люди, неудовлетворенные своей жизнью, стремящиеся к улучшению материального положения, к изменению своего социального статуса.

Сегодня в мире существует хорошо отлаженная система торговли людьми, деятельность которой сводится к принуждению молодых людей, предварительно завербованных обманным путём, а затем проданных и купленных, к бесплатной работе в сфере секс- услуг, на производстве с применением тяжёлого физического труда, сельском хозяйстве. Распространена торговля людьми с целью использования жертв в качестве доноров для трансплантации органов и тканей, а также для некоммерческого рабства в таких формах как принудительное замужество, принудительная беременность, фиктивное удочерение (усыновление).

Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Дети и подростки ищут информацию на интернет-страницах. Интернет обеспечивает широчайшие возможности для обучения, дает возможность расширить круг общения через социальные сети. В то же время виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям.

Защита прав детей, ставших жертвами торговли людьми, насилия в киберпространстве или которым грозит опасность ими стать, находиться в центре усилий государственных структур, международных и неправительственных организаций.

Появление проблемы торговли людьми в Республике Беларусь, в первую очередь связано с открытием границ и, соответственно, возросшими возможностями граждан путешествовать, трудиться за рубежом. Количество трудящихся-мигрантов, выезжающих на заработки за границу в 2000-е годы возросло. Торговля людьми часто начинается с надежды на лучшую жизнь в другой стране.

Не последнюю роль играет стереотип о том, что за границей можно относительно легко заработать на жизнь и самореализоваться. Рассказы знакомых, друзей об удачных поездках за рубеж часто имеют решающее влияние на принятие потенциальной жертвой решения об отъезде.

В Беларуси предпринимаются решительные и активные меры по противодействию торговле людьми и насилию над детьми в киберпространстве, разрабатываются стратегии, направленные на защиту пострадавших, преследование преступников, предупреждение данных негативных явлений, проводится профилактическая работы с учащимися и молодежью.

В Уголовном Кодексу включены ст.181, 182, 187, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми, похищением и вербовкой людей для сексуальной и иной эксплуатации.

Важным шагом в противодействии торговле людьми стал Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 09.03.2005 года «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми».

В 2005 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми». Указ предусматривает применение в отношении жертв торговли людьми целого ряда мер для обеспечения их безопасности, а также социальной защиты и реабилитации пострадавших, создания условий для возвращения их к нормальному образу жизни, включая меры защиты детей, пострадавших от торговли людьми.

А в 2008 году был принят Закон Республики Беларусь № 451-З от 10.11.2008 г. «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия нелегальной миграции, распространению рабского труда, детской порнографии и проституции».

Защита и реабилитация жертв торговли людьми

 Проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер:

  • Совершенствование национального законодательства.
На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.
Реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ.
16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования.
  • Деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.
При защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом, Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.
В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми; 4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.
 
 
 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: